Каталог Покупателям Сервис Юрлицам Личный кабинет
0 0 0

Nikon D300


автор статьи и снимков
Ильнар Салахиев
e-mail: ilnar@ngs.ru
+7 (913) 890 98 43 мобильный
январь 2008
г. Новосибирск

NIKON D300 — профессиональная зеркальная фотокамера нового класса, вмещающая инновационные технологии и производительность фотокамеры D3 в компактном корпусе. КМОП-матрица оснащена модулем самоочистки от пыли и обладает разрешением 12,3 мегапикселя, достаточным как для коммерческой фотосъемки, так и для фотобанков. Система обработки изображений EXPEED поддерживает самую высокую для фотокамер такого класса скорость съемки 6 к/с при чувствительности 3200 единиц ISO и помогает получать великолепные цветовые оттенки. Современная система распознавания сюжетов помогает добиваться великолепных экспозиций, а дополняющая ее система автофокусировки следующего поколения с 51 точкой обеспечивает охват большей площади кадра и высокую чувствительность в темных местах снимка. Выбираемые Режимы управления снимками упрощают обработку изображений в фотокамере, позволяя сэкономить время на последующей обработке изображений с помощью программного обеспечения, а 3-дюймовый ЖКИ монитор высокого разрешения поддерживает два режима Live View и видеовыход HDMI. Быстродействующая, прочная и легкая фотокамера NIKON D300 — это новый уровень эффективности для профессионалов с ограниченным бюджетом.

Первые впечатления

Почти 2 года прошло с того времени, как на прилавках магазинов появилась камера Nikon D200, которая многих сразила своим удобным эргономичным дизайном с оптимальным расположением кнопок и функциональным набором, взятым от профессиональных фотокамер, не говоря уж о влаго- и пылезащищенном корпусе из прочного магниевого сплава. Впечатлял и заявленный ресурс затвора в 100 тыс. срабатываний. Все было замечательно в D200, если бы не два минуса – повышенное энергопотребление по сравнению с D70 и новая матрица, которая если и дала улучшения по шумам в картинке, то незначительные.

И вот сегодня у меня в руках уже новая камера, D300. Кто-то думает, что эта камера является усовершенствованной версией D200. Ведь внешне она так на нее похожа и в то же время непохожа. Приведу несколько отличий от D200 в плане органов управления.

Оптимальное расположение кнопок так и осталось, за исключением того, что произошли изменения в их назначении. Так кнопку брекетинга «ВКТ» заменил «просмотр» изображений, а освободившееся место заняла кнопка «Menu». Первый час общения с камерой я по привычке нажимал кнопку, которая теперь отвечает за вызов меню, и, естественно, попадал в меню, а не на просмотр изображения. Но спустя незначительное время я настолько свыкся с новым назначением кнопок, что теперь, взяв в руки D200, ненадолго пасовал, когда, нажав кнопку просмотра, не видел на мониторе изображения. Поработав с камерой некоторое время, для себя отметил, что для кнопки вызова меню – это действительно самое удобное место. Число кнопок слева от экрана монитора не уменьшилось - добавилась новая кнопка «увеличение» просматриваемого изображения. И в пару к ней добавилась кнопка «уменьшение Удобство мелкое, но приятное - кто снимает D200, оценит. Экономит время на оперативности просмотра снимка на экране большого монитора.

Монитор с углом обзора в 170 градусов действительно впечатляет. Не столько своими размерами, сколько своей цветопередачей – как у компьютера.

Но тут закрался вопрос – насколько же хватит заряда одного аккумулятора при таких размерах экрана и таком качестве/яркости отображения. Ответ на вопрос дал следующий день. Мне предстояло снимать в течение нескольких часов вечернее мероприятие в банкетном зале. Я зарядил три запасных аккумулятора, поставил в камеру один «свежий» и отправился на съемку. Когда же к концу съемки решил глянуть, сколько же осталось заряда батареи и сколько удалось отснять кадров, пришло время удивляться. Индикатор батареи показывал еще 14% заряда, 1100 с небольшим хвостиком отснятых кадров, из которых лишь 50 последних было отснято в качестве jpeg(Fine), а все предыдущие снимались с качеством NEF(12bit)+jpeg(Fine). Во время съемки я поначалу достаточно часто (позже реже) просматривал сделанные снимки, вносил изменения в настройках и снова анализировал по снимкам реакцию камеры на мои изменения. Снимать, скажу, было одно удовольствие. Как от чувства послушности камеры, так и оттого, что с ней удавалось сделать. Съемка велась большей частью с внешней вспышкой SB800, чуть реже - без нее. На свой страх и риск использовал высокие значения ISO, но выше, чем ISO 1600..2250 значения не поднимал, вполне хватало по освещению, если снимал без вспышки. Использовалась объективы как AF, так и AF-S. «Отвертка» достаточно шустро крутит обычные AF-объективы и, как мне показалось, делает D300 это мягче и менее суетливо, чем D200. В целом переход с D200 на D300 оказался достаточно «прозрачным», т.к. органы управления, их расположение на корпусе – все осталось на своих местах, так что пальцы безошибочно быстро находили все на своем месте. Была первоначально лишь незначительная путаница с кнопкой просмотра изображений. Но эта путаница достаточно скоро сошла на «нет».

При взгляде в видоискатель начинаешь понимать – что такое видеть 100% снимаемой сцены, а не 95%, как обычно. Видоискатель светлый и широкий.

Прошелся по меню. Оно почти не изменилось по структуре, если сравнивать с D200. Разве что появился новый раздел «Меню обработки» и вместо раздела «Последние настройки» появился раздел «Мое меню». Лично меня немного расстроило то, что исчез раздел «Последние настройки». Было так удобно оперативно добираться до нужного пункта меню, который недавно уже выбирался и сохранился в истории последних настроек. Разработчики почему-то решили, что историю выбранных настроек хранить незачем и сделали альтернативу в виде раздела «Мое меню». Организацию своего меню можно было бы посчитать альтернативой, но с большой натяжкой. Не стану же заносить я в свое меню тот параметр, который нужно часто менять лишь при текущих условиях съемки, а после мне этот пункт еще нескоро понадобится. Но разработчики почему-то решили, что так будет удобнее. Думаю, удобнее было бы оставить раздел «Последние настройки».

Глядя на такой огромный экран монитора, на то, как он достаточно точно передает цвета, задаешься мыслью, что ведь можно по нему и снимки редактировать при надобности. В компании Nikon похоже так же решили и добавили новый раздел - «меню обработки». Подобный раздел есть у камеры любительского класса Nikon D80, но там и экран поменьше и камера классом пониже. Наверняка кому-то возможности обработки изображения в фотокамере покажутся излишеством или вовсе игрушкой. Я согласен, что снимки лучше обрабатывать на компьютере. Но не всегда есть возможность сделать это на компьютере, как и не все это обязательно делают. А скажем снимок отпечатать тут же с камеры хочется и хочется не просто напечатать, а например скадрировать его поплотнее или выровнять тональность снимка из-за ошибки баланса белого. Да мало ли чего может быть, когда снимок нужно обработать, а компьютера под рукой нет или нет установленной программы для обработки. Вот тут-то и становятся востребованными инструменты из «меню обработки». Всего их семь. По своему опыту могу предположить, что самыми чаще всего востребованными из них будут всего три инструмента: цветовой баланс, D-lighting и кадрирование.

Первый позволяет внести поправки в тональность снимка. Второй позволяет вытянуть темные участки, высветлив их в деталях. Ну и третий понятен итак – можно вырезать самую важную часть из снимка и сохранить его как копию. Копии сохраняются только в jpeg! Если съемка велась в RAW (nef), то это копия будет сохранена также в jpeg с наилучшим качеством.

Я редко пользуюсь встроенной вспышкой, т.к. возможностей у внешней вспышки гораздо больше. Но когда нужно организовать управление одной внешней вспышкой или двумя, отнесенными подальше от камеры, то тут возможности встроенной вспышки работать в командном режиме оказываются востребованными. Это означает, что она может управлять как одной внешней вспышкой, так и двумя независимыми группами внешних вспышек. Для каждой группы могут быть заданы свои собственные настройки, что позволяет гибко настраивать постановочный свет под решение своих творческих задач. А больше я что-то уже не припомню случаев, когда мне была нужна встроенная вспышка.

Автоматическая фокусировка впечатляет, прежде всего, своей цепкостью, а уж потом скоростью. Стоит отдать должное новейшей разработке - модулю автоматической фокусировки Multi-CAM3500 (в D200 использовался модуль Multi-CAM1000). Точно такой же используется и в Nikon D3. Область фокусировки покрывает значительную часть экрана. Непокрытыми остаются полоски сверху и снизу каждая шириной в ? часть от высоты и полоски слева и справа еще меньшего размера. В настройках можно задать – сколько точек использовать для автофокуса - 11 или 51. Можно настроить зону фокусировки - это сколько точек фокусировки (9, 21, 51 и 51 точка с 3D-слежением), окружающих выбранную точку, будет использовать камера, если объект покинет выбранную точку. Остановлюсь поподробнее на методе 3D-слежения, поскольку он у меня стал одним из любимых после знакомства с ним.

Новый метод 3D-слежения основан на том, что камера «запоминает» цвета области, окружающей точку фокусировки. В этом режиме камера сама при необходимости выбирает новую точку фокусировки, стараясь удержать фокусировку на основном объекте, пока он находится в поле зрения видоискателя. Если есть достоинства, то есть и недостатки. Недостатки этого метода выявляются в промахах, когда совпадают цвет фона и цвет объекта либо если сам объект занимает незначительную часть кадра. Забавно наблюдать в видоискатель то, как проявляется новый метод во время съемки.

Как в нем работать? Очень просто. Режим фокусировки переключаем в режим слежения (рычажок рядом с объективом на «С»), выбор зоны фокусировки ставим в положение «динамический выбор зоны фокусировки» (среднее положение переключателя на задней стороне корпуса). Фокусируемся на каком-нибудь объекте, который в следующий момент времени будет куда-то двигаться, и наслаждаемся «пляской огонька» - того, как камера сама выбирает новые точки фокусировки, лишь бы объект остался в фокусе. И в нужный момент нажимаем на «спуск». Но не стоит строить себе иллюзий, полагаясь полностью на работу автоматики. Какой бы совершенной она не была, но и она может давать промахи.

Копаясь в меню, я нашел интересный пункт для настройки следящего автофокуса. Что же он дает? А дает он возможность указать камере, как себя вести, если она сфокусировалась на объекте съемки, а тут неожиданно объект оказался перекрыт, откуда ни возьмись появившимся объектом, например столбом. В обычной ситуации следящая фокусировка попытается сфокусироваться на объекте, что возник перед камерой, т.е. на столбе. Теперь можно проконтролировать логику работы следящей автофокусировки, а именно – указать ей, стоит ли ей подождать какое-то время и только после пытаться сфокусироваться по новой, то ли стоит ей фокусироваться сразу же, как только расстояние до объекта изменится.

Вот снимаем, к примеру, дворовый футбол с мальчуганами, а там ребята очень часто неожиданно возникают в поле зрения и столь неожиданно исчезают. Ставим короткую или среднюю задержку и вперед – больше шансов, что снимок получится.

Раз я затронул вопрос системы автофокусировки, не могу тут же не отметить еще одну полезную новинку – новую функциональность, которая есть на сегодня только у профессиональных моделей Nikon D3 и Canon Mark III. Больше такой фишки на сегодня ни у одной «цифрозеркалки» нет. И называется эта функция «Тонкая настройка AF» или говоря понятным языком – юстировка камеры под конкретный объектив.

Фотографам со стажем очень хорошо может быть знакомо то неприятное чувство, когда автофокусировка с любимым объективом становится невозможной, а с другими объективами – все в порядке. Камера фокусируется, скажем, на зрачке при портретной съемке, а резким получается или нос (front-фокус) или резкими получаются уши (back-фокус), которые позади плоскости, на которой располагается зрачок глаза портретируемого. Т.е. автофокус стабильно промахивается или вперед или назад. И проблема эта решалась или покупкой нового объектива (если проблема в нем) или обращением в сервис-центр с целью юстировки объектива в паре с камерой. Ни для кого не секрет, что в России этот процесс может затянуться от месяца и до полугода и более. Благодаря новой фишке, теперь можно избежать этой волокиты и решить проблему своими собственными силами. Для удобства процесса юстировки находим в Интернет таблицу для проверки на back-, front-фокус. Там же обычно описывается и методика проверки. И дальше уже, зайдя в пункт меню «Тонкая настройка AF», юстируем камеру с конкретным экземпляром объектива, который нас «нагло обманывает». Как юстировать – вносить поправку, снимать, анализировать снимок, если надо еще раз вносить поправку, еще раз снимать, думаю, догадаетесь сами. Всего можно отъюстировать до 12 объективов. Если объектив используется с телеконвертором, то для него надо будет проделать повторный процесс юстировки, как он проделывался без телеконвертора. Для сохраненного значения можно ввести понятный для себя (и может даже для других) комментарий.

По поводу фокусировки кого-нибудь, возможно, шокирует такое число точек и мысль о том, чтобы их успевать переключать с помощью мультиселектора. В действительности же, поснимав немного, быстро привыкаешь к тому, что точек много и можно тонко настроиться именно на нужной и важной части будущего кадра. Если уж совсем прижмет, и наличие в распоряжении 51-ой точки начнут раздражать или мешать оперативности, всегда можно выбрать в настройках 11 точек и таким образом вернуться к уже ставшей классической на сегодняшний день схеме из 11 точек. Практически все можно настроить под свой ритм работы, пристрастия и манеру съемки.

Для временного хранения данных камера оснащена буфером большого размера, который позволяет сделать до 100 снимков подряд. Интересный момент – что в настройках камеры можно задавать количество снимков в высокоскоростной серии. Что и говорить, почти все в ней можно настроить. Думаю, эта камера меня будет удивлять еще как минимум год.

Режим Live View

В камере появился новый режим работы, когда можно снимать, глядя не в видоискатель, а наблюдая картинку на экране монитора – режим Live View. Снимать в нем можно в двух режимах – «штатив» и «ручной». Первый режим предназначен для съемки статичных сцен (архитектура, предметы, натюрморт и т.д.). Съемка в этом режиме со штатива доставила мне массу удовольствия. И вот почему. Тот, кто сталкивался с задачей – когда требуется сфокусироваться на самой мелкой детали снимаемого объекта с максимальной точностью, помнит, как это трудно, а точнее, нереально сделать, глядя в видоискатель. Для решения этой проблемы существуют специальные насадки на видоискатель, увеличивающие видимое изображение. Но стоимость таких приспособлений достаточно высока, да и не везде их можно найти. А тут ничего покупать не нужно, камера сама дает такую возможность.

Попробовал автоматическую фокусировку – работает, но понимаешь, что ты скован расположением точек фокусировки, пусть их даже много. А делать это вручную намного комфортнее. Так легко и просто выбрать и увеличить нужную часть объекта на экране, и спокойно, без суеты сфокусироваться по самой мелкой детали объекта. А после остается только нажать кнопку и снять этот кадр. Нелишним при такой съемке был бы пульт дистанционного управления, потому что в этом режиме нельзя выставить автоспуск по таймеру.

Режим «ручной» предназначен для съемки с рук динамичных сюжетов. Попробовав этот режим, я оказался под неоднозначным впечатлением. Поснимав некоторое время, впечатление не рассеялось. Я понял, что или я не могу снимать так, как это предлагает камера, либо сам процесс съемки недоработан. Все вроде работает, но как-то странно работает. Потому что не факт, что камера сделает снимок, когда я после фокусировки дожму кнопку «спуск» до конца. И не факт, что фокусировка будет произведена именно по нужному мне объекту. Когда смотришь в видоискатель, ты уверен – что камера снимет именно то, что видишь. И еще тут после каждого сделанного снимка приходится проверять, а записался ли он. Полагаться на звук зеркала не стоит, оно «хлопнет-щелкнет» и в том случае, если камера не смогла сфокусироваться, а если она не сфокусировалась, то и снимок она не делает и на карточке ничего не появляется. В общем, думается мне, что как-то сыроват этот «ручной» режим. Пользоваться можно, но особой пользы в нем не нашел, в отличие от режима «штатив».

В инструкции сказано, что у режима Live View есть и ограничения по продолжительности работы. Снимать можно не больше часа, а то и того меньше, если условиям съемки сопутствует высокая температура окружающей среды. Затем автоматика камеры сама выключит этот режим, чтобы предотвратить перегрев электроники. Перед выключением за 30 сек. камера выдает индикатор обратного отсчета времени. Любителей поснимать в сауне могу огорчить, если будет жарко, то камера может сразу же показать этот индикатор при включении режима Live View и снимать придется уже без него. Хотя я б не стал рисковать и делать снимки в сауне. Влажность и прочие неблагоприятные условия для камеры, как никак.

Насколько цвета на снимках будут похожи на правду, влияет настройка баланса белого. В обычной ситуации в настройках ставится автоматический баланс белого и камера сама определяет его значение. Отмечу, что автоматический баланс белого достаточно хорошо справляется в большинстве случаев. А если он перестает справляться, то в новой камере есть действенное средство для тонкой настройки, которое позволяет скорректировать в нужную сторону любое из предустановленных значений. Имеется также стандартный набор предустановок, где для флуоресцентых ламп представлен широкий набор для выбора одного из семи значений баланса белого в соответствии с видом ламп (натриевые лампы, лампы теплого и холодного дневного света и т.д.). Также можно сделать ручной замер и сохранить до 4-х значений ручного замера, можно ввести температуру в кельвинах.

Больше всего ошибок было замечено в помещении с источниками света одного типа - с лампами накаливания. Ошибка легко исправлялась выбором предустановленного значения. Если это не помогало, и тональность снимка уходила в слишком теплые (источник света: лампы накаливания) или холодные (источник света: лампы дневного света) тона, то последующее внесение поправки в меню тонкой настройки помогало добиться цветопередачи, близкой к желаемой. Цвета на осях цветовой диаграммы тонкой настройки являются относительными, а не абсолютными. Например, если было выбрано значение «лампы накаливания», то перемещение курсора в область B (синего) приведет не к тому, что снимки станут синими, а к тому, что они станут более «холодными». Во время съемок в помещении при различных типах источников освещения мне было гораздо проще выбрать одно из предустановленных значений и затем произвести его тонкую настройку. Отмечу, что автобаланс белого меньше ошибался, если присутствовало смешанное освещение от источников разной температуры.

Управление снимками

Для тех, кто не хочет утруждать себя обработкой снимков на компьютере, кто хочет обойтись средствами самой камеры, т.е. получать картинки в формате jpeg уже готовые для печати, с настроенной резкостью, цветовой тональностью, насыщенностью цвета и контрастом, для них компания Nikon предлагает свою новую систему управления снимками - Picture Control System. Управление снимками замещает настройки режима цвета, которые используются в фотокамерах Nikon в настоящий момент.

По умолчанию в меню камеры загружено всего 4 профиля готовых настроек (Стандарт, Нейтрально, Насыщенно и Монохромный), которые при желании можно откорректировать и на их основе создать свои новые профиля. Изменить можно яркость, резкость, полутона цветов и их насыщенность. Всего можно создать и сохранить до 9 собственных наборов настроек, которые будут храниться в самой камере. На самой карте памяти можно держать до 99 профилей!

Фотографам предлагается возможность самостоятельно разрабатывать собственные настройки для управления снимками, подходящие для определенных сюжетов и условий съемки. И более того, можно этими настройками делиться друг с другом, пересылать по электронной почте, выкладывать у себя на сайте

Тесты на шумы

Для проверки шумности картинки на разных значениях ISO я соорудил небольшой натюрморт. Сцена освещалась тремя лампами накаливания разной мощности и двумя лампами дневного света. Съемка велась в режиме Live view с ручной фокусировкой по одной и той же точке. Шумоподавление для высоких ISO и для длительных выдержек было выключено.

Lens: Nikkor AF 50/1.8;
Explosure: Aperture priority;
F-number: f/22;
White balance: auto.

Конвертация из NEF в Adobe CameraRaw Convertor с автоматическими установками.

Масштаб кропов при просмотре снимков 1:1.

ISO200, 1.0s
ISO500, 0.4s
ISO800, 1/4s
ISO1250, 1/6s
ISO1600, 1/8s
ISO2500, 1/13s
ISO3200, 1/15s
ISO6400, 1/30s

Сравнение по шумам D200 c D300 выявило, что при выключенном «шумоподавлении» картинке на ISO1600 для D200 приблизительно соответствует картинка с ISO2500 для D300.

Тесты показали, что на относительно коротких выдержках (меньше 1секунды) можно смело снимать на ISO до 1600. Начиная, примерно, с ISO1250 картинка начинает заметно терять в детализации из-за появляющегося и усиливающегося с ростом значений ISO характерного шумового рисунка. Шумовой рисунок имеет повторяющийся ритмичный вид, связанный, похоже, с работой алгоритма предварительной обработки данных от датчиков матрицы с разбивкой на сегменты. Но, это всего лишь мое предположение. При самом высоком значении ISO различимы лишь очертания, мелкие детали почти неразличимы. По этой причине крупные планы, например портрет, можно почти без проблем снимать и на ISO6400, при переводе в ч/б такой снимок даже выиграет от шумов. Такое высокое ISO почти не рабочее для съемки средних или общих планов, т.к. при распечатке снимков большого формата мелких деталей попросту не будет на снимке.

Примеры съемки в различных условиях

Уличный портрет прохожего человека
Lens: Tokina AF 12-24/4.0
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/7.1
White balance: auto
ISO350, 1/250s

Кроп части шарфа:

Lens: Sigma AF 70-200/2.8 EX HSM
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/9
White balance: auto
ISO500, 1/250s

Естественная цветопередача, хорошая детализация, быстрая работа автофокусировки, позволившая выхватить эту мимолетную эмоцию на лице прохожего, заметившего меня.

Дневная съемка на природе
Lens: Sigma AF 70-200/2.8 EX HSM
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/9
White balance: cloudy
ISO640, 1/125s

Камера уверенно прорисовывает картинку, как в тенях, так и в светлых частях, где фактура белого снега вполне читается, а не выбивается в пересветы. Что говорит о достаточно широком динамическом диапазоне, который тем не менее пока далек от динамической широты фотопленки.

Портрет за столиком у окна
Lens: Nikkor AF 50/1.8
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/4.5
White balance: auto
ISO800, 1/30s

За окном пасмурная погода и снимок вышел немного в холодных тонах. Матричные экспозамер дал уравновешенный снимок без пересветов на лице. Рисунок неплохо читается и в темных областях.

Смена баланса белого на предустановленное значение «Облачно» сразу делает его теплее, что и показано на следующем снимке.

Lens: Nikkor AF 50/1.8
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/4.5
White balance: Cloudy
ISO800, 1/125s

Оттенки кожи стали более естественными и сам снимок, как мне кажется, только стал более привлекателен своими теплыми тонами.

Съемка ночного города
Lens: Sigma AF 70-200/2.8 EX HSM;
Explosure program: Aperture priority;
F-number: f/5;
White balance: auto;
ISO800, 1/25s
Noise reduction: OFF

Автобаланс белого отлично справился с разными источниками уличного освещения.

Внимание! Не стоит пробовать повторять за мной подобные эксперименты съемки при минусовых значениях температуры, если у вас нет опыта подобной съемки!

Съемка в помещении
Lens: Nikkor AF 20/2.8
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/3.5
White balance: auto
ISO1600, 1/160s
Noise reduction: OFF

Ночная городская съемка
Lens: Tokina AF 12-24/4.0
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/4.5
White balance: auto
ISO1600, 1/50s
Noise reduction: OFF
crop A
crop B
Съемка при комнатном освещении
Lens: Nikkor AF 50/1.8
Explosure program: Aperture priority
F-number: f/1.8
White balance: manual
ISO1000, 1/60s

Баланс белого стоял в положении «auto», но с тонкой коррекцией в сторону холодных оттенков. Комната освещалась лампой накаливания. В итоге получилась достаточно естественная по цвету картинка. Для высокого значения ISO достаточно хорошая детализация, о которой сложно судить по уменьшенному снимку. Динамическая автофокусировка сработала на отлично.

Съемка с двумя выносными вспышками SB800
Lens: Nikkor AF 50/1.8
Explosure program: manual
F-number: f/22
White balance: manual
ISO800, 1/100s

Встроенная вспышка на камере в командном режиме управляла двумя внешними вспышки SB800

Заключение

Камера Nikon D300 – не просто хорошая, а прекрасная камера, которая в умелых руках сможет стать настоящей помощницей в реализации самых смелых творческих идей любителей фотографии. Приятным сюрпризом официальной поставки оказался вложенный в коробку регистрационный ключ для Nikon Capture NX.

Плюсы камеры:

  • рабочие ISO до 1600 включительно, возможность снимать на ISO6400;
  • настройка глубины цвета в 12 или 14-бит по выбору;
  • светлый и большой видоискатель, дающий 100%-ый обзор;
  • уверенная и быстрая работа системы 51-точечной автофокусировки даже в условиях умеренно слабого освещения, новый режим 3D-слежения;
  • удобный для предметной и макросъемки со штатива режим Live View;
  • тонкая настройка баланса белого;
  • юстировка камеры под объектив (поддерживается до 12 объективов);
  • богатые возможности гибкой настройки системы автофокусировки под себя;
  • эргономичность, привычная для профессиональных зеркальных камер Nikon;
  • Active D-Lighting позволяет в реальном режиме времени корректировать контраст объектов, а также получать широкий градиент теней;
  • доступная цена за камеру профессионального уровня;

Минусы камеры:

  • требовательность к качеству используемых объективов (в разных тестовых обзорах те, кто имеет доступ к большому парку оптики, пишут о том, что на D300 в снимках сильнее проявляются хроматические аберрации, характерные для бюджетной оптики с низким качеством используемых стекол);
  • в режиме Live View «ручной» результат фокусировки непредсказуем;
  • заметная потеря детализации в снимке с попутным ростом шумов, начиная примерно ISO1250 и выше;
  • ... (что-то сложно найти минусы в этой камере)

Приложение А. Технические характеристики

Cвойства Значение
Матрица CMOS 23.6 x 15.8мм с числом эффективных пикселей 12.3Мп.
Разрешение 4288 x 2848, 3216 x 2136, 2144 x 1424
Глубина цвета по выбору в настройках 12 или 14 бит
Светочувствительность, ISO От 200 до 3200 единиц ISO с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Имеется возможность выбора дополнительных значений:
- L0.3, L0.5, L0.7 и L1.0 EV (эквивалентно ISO100) при чувствительности менее 200 единиц ISO
- H0.3, H0.5, H0.7 и H1.0 EV (эквивалентно ISO6400) при чувствительности более 3200 единиц ISO
Объектив Совместимые объективы Nikon:
1) Объективы AF Nikkor типа DX: поддерживаются все функции
2) Объективы AF Nikkor типа G или D (за исключением Nikkor IX): поддерживаются все функции (за исключением объективов PC Micro-Nikkor)
3) Объективы AF Nikkor типов, отличных от D или G (исключая объективы для F3AF): поддерживаются все функции, кроме 3D цветового матричного замера II
4) Объективы AI-P Nikkor: поддерживаются все функции, кроме АФ и 3D цветового матричного замера II
5) Объективы AI Nikkor без микропроцессора: могут использоваться в режимах А и M; электронный дальномер может использоваться при максимальной диафрагме f/5,6 или выше; цветовой матричный замер и отображение значения диафрагмы поддерживаются, если указать параметры объектива
Фокусировка покадровая следящая АФ (S); непрерывная следящая АФ (C); ручная фокусировка (M); прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически в зависимости от состояния объекта при использовании непрерывной следящей АФ
Запись изображения JPEG (EXIF 2.21), RAW
Затвор Электронно-управляемый вертикальный фокальный затвор с выдержкой от 1/8000 до 30 секунд с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV и ручной выдержкой. Заявленный ресурс - 150 тыс. срабатываний.
Измерение экспозиции Система TTL-замера экспозиции при полностью открытой диафрагме с помощью 1005-пиксельного RGB датчика
1) 3D цветовой матричный замер II (объективы типов G и D); цветовой матричный замер II (прочие объективы с микропроцессором); цветовой матричный замер (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива)
2) Центрально-взвешенный замер: 75% чувствительности на круг диаметром 6, 8, 10 или 13 мм в центре кадра или взвешенное усреднение по всей области кадра (8-мм круг при объективе без микропроцессора)
3) Точечный замер: измерение с помощью круга диаметром 3 мм (примерно 2% от площади кадра) в выбранной точке фокусировки (или в центральной точке фокусировки, если установлен объектив без микропроцессора)
Режимы отработки экспозиции 1) Программный Авто [P] с гибкой программой
2) Автоматический с приоритетом выдержки [S]
3) Автоматический с приоритетом диафрагмы [A]
4) Ручной [M]
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Баланс белого Автоматический режим (баланс белого TTL с использованием 1005-пиксельного RGB датчика), семь ручных режимов с тонкой настройкой, выбор цветовой температуры, брекетинг баланса белого (от 2 до 9 кадров с шагом 1, 2 или 3)
Видоискатель Несменный оптический прямой видоискатель с пентапризмой для цифровых зеркальных фотокамер со встроенной диоптрийной коррекцией (от -2,0 до +1,0 м-1)
ЖКД TFT ЖКИ монитор из низкотемпературного поликристаллического кремния с диагональю 3 дюйма, разрешением 920 000 точек (VGA), широким углом обзора 170 градусов, регулировкой яркости и 100-процентным покрытием кадра
Хранение информации Карточка памяти CompactFlash (CF) (Type I и II, совместимая с UDMA) или Microdrive
Встроенная вспышка Ведущее число:
(200 единиц ISO, м): прибл. 17 (в ручном режиме — 18)
(эквивалент 100 единиц ISO, м): прибл. 12 (в ручном режиме — 13)
Поправка мощности вспышки: От -3 до +1 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Режимы работы вспышки 1) TTL: TTL-управление вспышкой с помощью 1005-пиксельного RGB датчика
Встроенная вспышка, SB-800, SB-600 или SB-400: i-TTL сбалансированная заполняющая вспышка или стандартная i-TTL вспышка
2) Режим с автоматической диафрагмой (AA): доступен при использовании вспышки SB-800 и объектива с микропроцессором
3) Автоматический режим, отличный от TTL: доступен при использовании вспышек SB-800, 28, 27 и 22s
4) Ручной режим с приоритетом расстояния доступен при использовании вспышки SB-800
Внешняя вспышка Стандартный башмак с разъемом ISO 518 и возможностью «горячего» подключения с предохранителем
Воспроизведение 1) Полнокадровый просмотр
2) Просмотр уменьшенных изображений (4 или 9)
3) Увеличение при просмотре
4) Слайд-шоу
5) Отображение гистограммы RGB
6) Данные о съемке
7) Отображение засвеченных участков
8) Автоматический поворот изображения
Серийная съемка 6 кадр/сек или 8 кадр/сек (с дополнительной батарейной ручкой MB-D10)
Автоспуск С задержкой от 2 до 20 секунд
Связь с компьютером Высокоскоростной USB
Аудио и видео выход NTSC/PAL
Питание Одна литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL3e; многофункциональный батарейный блок MB-D10 (приобретается дополнительно) с одной литий-ионной аккумуляторной батареей EN-EL4a, EN-EL4 или EN-EL3e либо с восьмью щелочными (LR6), никель-металлгидридными (HR6), литиевыми (FR6) или никель-марганцевыми (ZR6) батареями типа R6/АА; сетевой блок питания EH-5a (приобретается дополнительно)
Размеры (Д х Ш х В, мм) 147 x 114 х 74
Вес (гр) Приблизительно 825 г без батареи